Трудовые права иностранцев в РФ

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязаннос­ти в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отноше­ний принципа национального режима. Следовательно, на них распро­страняются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специ­альные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные догово­ры Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ явля­ются составной частью правовой системы России.



Если международным договором Российской Федерации установ­лены другие правила, чем предусмотренные законами и иными норма­тивными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 Кодекса).

Согласно ч. 3 ст. 11, на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативны­ми правовыми актами, содержащими нормы трудового права, рас­пространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено феде­ральным законом или международным договором РФ.

Из приведенного текста следует, что регулирование отношений с так называемым иностранным элементом ограничилось в Кодексе лишь положениями общего характера.

Российским законодательством установлены ограничения для ино­странцев в отношении возможности заниматься определенными про­фессиями (занимать определенные должности). В частности, иностраные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или эксперимен­тальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысло­вой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. &О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&;, КТМ, Воздушным кодексом РФ.

В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются пра­вом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выби­рать род деятельности и профессию, а также правом на свободное ис­пользование своих способностей и имущества для предприниматель­ской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою тру­довую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на вы­полнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осу­ществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 12 Закона установлено, что работодатель и заказ­чик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностран­ных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения не требуется для постоянно или временно проживаю­щих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в об­разовательных учреждениях, за исключением преподавателей духов­ных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеоб­разовательных учреждениях профессионального образования ино­странных студентов работающих в период каникул.

Разрешения не требуется и работникам иностранных юридичес­ких лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтаж­ные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения ТК РФ, а также правила, установленные Законом о право­вом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Рабо­тодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона вре­менно проживающий в Российской Федерации иностранный гражда­нин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разре­шено временное проживание.

В то же самое время это ограничение не распространяется на вре­менно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже от­мечалось, установлен разрешительный порядок поступления на ра­боту.

Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из националь­ного режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными про­фессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на ра­боту производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятель­ностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностран­цев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить раз­решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец — под­тверждение на право работы в России.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. утверж­дено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу. Иностранный гражданин, до­стигший 18 лет, может получить разрешение на работу если он:

• зарегистрирован в России как индивидуальный предпринима­тель;

• привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в уста­новленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, при­знанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными согла­шениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ россий­ских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и жур­налистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессиональ­ного образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный харак­тер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разре­шительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном по­рядке беженцами, и иностранных лиц, которым в РФ предоставлено политическое убежище, аналогичны нравам постоянно проживаю­щих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставлен­ными гражданами России, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должнос­тей). Для приема их на работу работодателю не требуется специаль­ное разрешение. Более того, соответствующие государственные ор­ганы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предостав­ляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. За­ключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в Рос­сии, трудовые договоры подчиняются нормам российского законо­дательства.

2. В настоящее время особенности использования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации и их правовое положение регламентируются федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С 15 января 2007 года в связи с вступлением в силу федерального закона от 18 июля 2006 года №110-ФЗ изменяется действующий порядок привлечения и использования иностранных работников в отношении тех граждан, которые прибывают в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то есть из стран ближнего зарубежья (страны СНГ). Для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации такие иностранные граждане должны иметь разрешение на работу, выдаваемое Федеральной миграционной службой МВД России или ее территориальным органом. Работодатели вправе привлекать иностранных граждан, прибывающих в безвизовом порядке из стран ближнего зарубежья, без получения соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников. При этом на работодателей возлагается обязательство уведомить о таком привлечении территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В отношении иностранных граждан, прибывающих из стран дальнего зарубежья, сохраняется прежний порядок привлечения и использования иностранных работников.

В этом случае соответствующие разрешения обязаны иметь как работодатель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (разрешение на привлечение иностранной рабочей силы), так и сам иностранный гражданин (разрешение на работу). Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы работодателям выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом. Обязательным требованием является наличие заключения органа исполнительной власти по вопросам занятости населения в субъекте Российской Федерации о целесообразности привлечения и использования в данном регионе иностранных работников. Право использования труда иностранных работников предоставлено работодателю только по тем профессиям, которые указаны в разрешении. Для получения разрешения работодателю необходимо подать заявление в орган миграционной службы (непосредственно или по почте заказным письмом) и представить необходимые документы. В числе обязательных для представления документов — проект трудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность о намерении и условиях привлечения иностранных работников, а также документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешение на работу в субъекте Российской Федерации выдается иностранным гражданам органом миграционной службы в пределах установленной по данному региону квоты.

Для получения разрешения иностранному работнику необходимо представить заявление в орган миграционной службы вместе с документом об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу и другими необходимыми документами. Для иностранных граждан, прибывающих из стран дальнего зарубежья в порядке, требующем получения визы, такими обязательными документами, в частности, являются копии документов о профессиональном образовании, для иностранных граждан, прибывающих из стран ближнего зарубежья в безвизовом порядке, — это документ, удостоверяющий личность, а также миграционная карта. Решение о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам, прибывающим в порядке, требующем получения визы, принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи документов. Разрешение выдается непосредственно работодателю, который затем передает его под роспись иностранному работнику до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Иностранным гражданам, прибывшим в безвизовом порядке, разрешение на работу (либо уведомление об отказе) выдается органом миграционной службы не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и необходимых документов. Разрешение выдается иностранному гражданину лично. Федеральным законом установлено, что иностранные граждане, получившие разрешения на работу, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта Российской Федерации, на территории которого разрешение выдано.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...