Мы не можем установить доподлинно, как слышат музыку другие существа, но можем с помощью экспериментов определить влияние различных видов музыки на животных. Животные могут слышать очень высокочастотные звуки и поэтому при дрессировке с ними часто работают с высокочастотными свистками.
Первым, кто проводил изыскания насчет музыки и животных можно назвать Николая Непомнящего. По исследованию этого учёного было точно выяснено, что животные хорошо схватывают ритм, например цирковые лошади безошибочно попадают в такт, когда звучит оркестр. Также хорошо схватывают ритм собаки (в цирке они танцуют, а домашние собаки иногда могут подвывать полюбившейся мелодии).
В Европе на одной птицефабрике был проведен эксперимент. Курице включили тяжелую музыку, и птица от этого начала кружиться на месте, потом повалилась на бок и задергалась в судороге, Но при этом эксперименте возникает вопрос: какой именно была тяжелая музыка и насколько громко? Ведь, если музыка громкая, тут легко кого угодно свести с ума, даже слона. Кстати, о слонах – в Африке, когда эти животные наедаются перебродивших фруктов и начинают буянить, местные жители прогоняют их рок-музыкой, которая проигрывается через усилитель.
А ещё ученые проводили эксперимент над карпами: одних рыб помещали в закрытые от света сосуды, других – в светлые. В первом случае рост у карпов замедлялся, но когда им периодически ставили классическую музыку – их рост становился нормальным. Также было установлено, что деструктивная музыка негативно влияет на животных, что вполне очевидно.
Ученые провели ряд экспериментов с попугаями жако и установили, что эти птицы любят что-то ритмическое, вроде регги, и успокаиваются, как это ни удивительно, под драматические токкаты Баха. Что примечательно – попугаи обладают индивидуальностью: у разных птиц (жако) отличались музыкальные вкусы: одни слушали регги, другие больше любили классические композиции. Также случайно было установлено, что попугаи не любят электронную музыку.
Было установлено, что крысы любят Моцарта (во время экспериментов им ставили записи опер Моцарта), но немногие из них все же предпочитают классике современную музыку.
Известный своими энигма-вариациями сер Эдуард Уильям Эдгар подружился с псом Дэном, хозяин которого один лондонский органист. На репетициях хора было замечено, что собака рычит на фальшивящих хористов, от чего снискала уважение у сэра Эдуарда, который даже посвятил четвероногому другу одну из своих энигма-вариаций.
У слонов есть музыкальная память и слух, они способны запоминать мелодии из трех нот, и больше любят скрипку и басовые звуки низких медных инструментов, чем пронзительную флейту. Японские ученые установили, что даже золотые рыбки (в отличие от некоторых людей) реагируют на классическую музыку и умеют делать различия в композициях.
Давайте рассмотрим животных, которые участвовали в различных необычных музыкальных проектах.
Как было замечено уже выше – собаки имеют свойство подвывать протяжным композициям и голосам, но они не пытаются подстроиться под тон, а наоборот стараются держать свой голос так, чтобы он заглушал соседние; эта животная традиция берет свое начало от волков. Но, не смотря на свои музыкальные особенности, собаки иногда участвуют и в серьёзных музыкальных проектах. Например, в Карнеги Холл три собаки и двадцать вокалистов исполнили композицию Кирка Нурока “Howl”; через три года этот композитор, вдохновленный результатом, напишет сонату для фортепиано и собаки.
Есть еще другие музыкальные коллективы, в которых участвуют животные. Так есть «тяжёлая» группа Insect Grinder, где в роли вокалиста выступает сверчок; а в группе Hatebeak вокалист – попугай; в коллективе Caninus «поют» два питбуля.