Влияние на музыку науки об ораторском искусстве – риторики, характерно для эпохи барокко (XVI – XVIII вв.). В эти времена возникает даже учение о музыкальной риторике, представляющее музыку, как прямую аналогию искусства красноречия.
Выраженные риторикой еще в античности три задачи – убеждать, услаждать, волновать – воскрешаются в искусстве барокко и становятся главной организующей силой творческого процесса. Как для классического оратора важнее всего было формирование определённой эмоциональной реакции аудитории на его выступление, так для музыканта эпохи барокко было главным добиться максимального воздействия на чувства слушателей.
В музыке стиля барокко солирующий певец и концертирующий инструменталист занимают на сцене место оратора. Музыкальная речь стремится подражать риторическим спорам, беседам, диалогам. Инструментальный концерт, например, понимался как своеобразное соревнование между солистом и оркестром, с целью раскрытия перед слушателями возможностей обеих сторон.
В XVII в. ведущую роль на эстраде начали играть вокалисты и скрипачи, для репертуара которых были характерны такие жанры, как соната и большой концерт (кончерто гроссо, основанный на чередовании звучания всего оркестра и группы солистов).
Риторике свойственны устойчивые стилистические обороты, которые делают ораторское высказывание особенно выразительным, значительно повышая его образно-эмоциональное воздействие. В музыкальных произведениях эпохи барокко появляются определённые звуковые формулы (музыкально-риторические фигуры), предназначенные для выражения различных чувств и представлений. Большинство из них получило латинские названия своих риторических прототипов. Фигуры способствовали экспрессивному воздействию музыкальных творений, обеспечивали инструментальным и вокальным произведениям смысловую и образную наполненность.
Например, восходящая секунда создавала ощущение вопроса, а, объединённые попарно нисходящие секунды, выражали вздох, оплакивание. Паузирование могло живописать чувство удивления, сомнения, служить подражанием прерывистой речи.
Произведения гениального И. С. Баха глубоко связаны с музыкальной риторикой. Знание этой науки было важным для церковного музыканта. Органист в лютеранском богослужении играл своеобразную роль «музыкального проповедника».
В религиозной символике Высокой мессы И.С. Баxа большое значение имеют риторические фигуры нисхождения, восхождения, и круга.
- Фигуру круга композитор применяет при прославлении Бога, изображении небес.
- Восходящие звукоряды символизируют вознесение, воскресение, а ниспадающие интонации ассоциируются с умиранием, скорбью.
- Хроматические ходы в мелодии, как правило, употреблялись для выражения печали, страдания. Горестное чувство создает хроматика темы фуги фа минор (И. С. Бах «Хорошо темперированный клавир» I том).
- Восходящий ход на сексту (фигура – восклицание) в теме фуги до-диез мажор (Бах «ХТК» I том) передаёт радостное волнение.
К началу XIX в. влияние риторики на музыку постепенно утрачивается, уступая дорогу музыкальной эстетике.